Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией в специальные детские сады и отдельные группы при массовых детских садах производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий.
Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляются на основе соблюдения следующих принципов:
- Отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (в дошкольное учреждение принимаются дети с нарушением речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект).
- В специальные детские сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи от 3 до 7 лет, причём в одну группу зачисляются дети одинакового возраста.
- В дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми нарушениями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития. Например, -в группы с общим недоразвитием речи (ОНР) принимаются дети с диагнозами: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия; -в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) принимаются дети с диагнозами: ринолалия, дизартрия, дислалия; -в группы заикающихся – дети, страдающие заиканием.
Срок обучения детей :
- дети с ОНР зачисляются на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития);
- дети с ФФН зачисляются на один год;
- дети с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются на полгода;
- заикающиеся дети – на один год.
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медико-психолого-педагогических комиссий. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.